Risen пришёл к нам в неурожайный для RPG год. Но даже если бы ролевых игр были десятки, творение Piranha Bytes всё равно было бы в числе главных претендентов на титул лучшей представительницы жанра в 2009 году.
Игра стартует с места в карьер и заставляет забыть об ошибках прошлого. Она как бы говорит нам — да, я «Готика». Такая, какой должна быть «Готика» — с потрясающей атмосферой, реалистичным миром и живыми персонажами. Хватит биться о неровности монструозной Gothic 3, пора устанавливать Risen.
Главный герой, по традиции — безымянный, валяется лицом (напоминающим голливудского актёра Сэма Уортингтона) в прибрежной грязи, намекая, что жить в этом мире ой как нелегко. В чёрном небе сверкают молнии, и дождь только усугубляет и без того безрадостную картину. И это только начало, дальше будет тяжелее. Кто бы мог подумать, что маленький остров таит столько опасностей, а отношение местных жителей будет в лучшем случае равнодушным.
На острове всего один город, лагерь и монастырь. Но непролазные джунгли и запутанные подземелья быстро дают понять, что плутать по маленькому миру можно долго. Уже в самом начале легко свернуть не туда и погибнуть, или, пройдя мимо неприметной пещеры, не найти полезных в бою и жизни вещей. Простой палкой много не навоюешь. Снаряжение в игре добывается на первых порах крайне тяжело — даром, что элементов экипировки немного.
Движок игры в деталях демонстрирует удивительные пейзажи, нетронутую красоту природы — пугающую и завораживающую одновременно. И неважно, находишься ты в сыром подземелье или под палящим солнцем — этот мир так же разнообразен, как и правдоподобен. Он — живой. Столь атмосферные игры встречаются нечасто. А какой здесь звук! Шелест травы, далёкие крики птиц на фоне объёмных, запоминающихся музыкальных композиций, в которых нередко звучат струнные акустические инструменты, гармонирующие со средиземноморским антуражем Risen. И это не всё. Пробудившийся вулкан вызывает землетрясения, и чем ближе к страшной горе находится игрок, тем ощутимее трясёт.
Увы, на модели живых существ ресурсов, видимо, не хватило. Анимация в диалогах слабовата, моделей NPC немного, а лица можно пересчитать по пальцам одной руки. Меньше всего повезло женщинам — у них вообще одно лицо на всех. Скрупулёзно проработан только главный герой, и на том спасибо. Больше всего напрягают руки, совершающие непонятные движения и исчезающие в стенах, животах и сами в себе. Некоторые условности в облике жителей острова выглядят крайне досадно. Ладно, манеру лежать в ванной в полном обмундировании спишем на местные традиции. Но вот почему все, включая последнего бомжа, заключённого в тюрьме пирата и многих женщин, носят здоровенные мечи — непонятно. Ещё более непонятно, как такой народ не может справиться с кучкой бойцов Инквизиции, на которую беспрестанно жалуется.
Жаловаться тут вообще очень любят, в надежде, что неизвестный герой решит все проблемы. Хорошо хоть, не предлагают делать это бесплатно. Впрочем, люди нынче небогаты, и заработать на квестах много золота будет очень нелегко. Зато жизнь на Фаранге смотрится вполне правдоподобно. Днём горожане трудятся на рабочих местах, вечером кого-то можно встретить в борделе, кого-то — в кабаке, а по ночам большинство мирно спит.
Выжить в диких лесах и древних руинах будет нелегко. Конечно, первый же кабан не обязательно отправит героя к праотцам, хотя вполне может. Банально закликать врага до смерти тут нельзя. Все монстры имеют понятие о тактике, активно перемещаются и умеют пробивать блок. Соображать придётся быстро, рассчитывать стоит на стрейфы и контратаки. С развитием навыков появляются боковые удары, и при определённой сноровке можно выполнять эффективные комбо. Главное — не забывать о том, что дикие звери, да и люди тоже, в одиночку не охотятся.
На Фаранге каждый встречный расскажет о происходящем на острове и постарается склонить к одной из противоборствующих сторон. Их здесь три. В Харбор-Тауне заправляют Рыцари Ордена, подчиняющиеся Инквизиции. Формально, они охраняют порядок, по сути — держат местное население в городе, как в тюрьме. Чтобы не мешались. Примкнув к ним, можно познать основы магии и научиться драться посохом.
Желающие постигнуть волшебную науку во всём её многообразии могут наведаться в крепость у подножия вулкана. Здесь обитают Маги, хранители Священного Огня. Преследуя свои цели, формально они также подчиняются инквизиции.
Те же, кому навязанные законы не по душе, могут углубиться в болота. Комфорта здесь мало, зато хватает бойцов Дона Эстебана, бывшего губернатора. Они научат обращаться с мечом, но могут и хорошенько приложить и даже ограбить. Воровскому искусству тоже учат здесь.
Несмотря на единый финал, каждая фракция проведёт игрока по отдельной сюжетной линии, со своими квестами и персонажами. Не существует единственно правильных решений, некоторые квесты вообще можно пройти самым неочевидным способом и ненароком выполнить задание, которого и в журнале то не было. Это делает игру ещё более реалистичной, но надо быть осторожным — помогая одному персонажу, можно лишиться лояльности другого, а вместе с ней — и ряда заданий. Реиграбельность Risen весьма высока.
Выбор фракции, как уже можно было догадаться, соответствует выбору класса, хотя само понятие «класс» в Risen довольно размыто. С каждым новым уровнем игрок получает некоторое количество очков обучения. Присовокупив к ним золото и обратясь к соответствующему наставнику, можно улучшить свои способности. Главное — не забывать, что количество очков в игре ограниченно. А то есть риск сделать «специалиста широкого профиля», который умеет всего понемногу, и ничего — по-настоящему хорошо.
Никуда не делись дополнительные навыки. Варить зелья, ковать оружие или изготавливать украшения придётся любому, что хочет жить на Фаранге хорошо и долго. Разделывая животных, можно разжиться шкурами и подзаработать на их продаже. Кузнецам и ювелирам понадобится руда, добывать которую куда дешевле, чем покупать. Рассказывать обо всех аспектах игры, расписывать магическую систему и приготовление еды можно долго. Пока вы не уснёте перед мониторами. Но мы оставим такие подробности на потом — к Risen мы ещё непременно вернёмся. Игра стоит того.
Напоследок — несколько слов о локализации. К примитивным шрифтам все давно привыкли. Их даже не всегда замечаешь. Чуть больше расстроила озвучка. Традиционные для «Нового диска» хорошие актёры в этот раз, кажется, не видели самой игры и записывали фразы вразнобой, абсолютно не понимая контекста. Из-за этого сплошь и рядом встречаются ошибки интонирования, акценты и настрой совершенно не соответствуют происходящему на экране. И это после того, как эти люди подарили нам едва ли не лучшую озвучку The Witcher. Нареканий не вызывает только наше безымянное альтер эго.
Но на общем фоне это незначительно. Piranha Bytes сделали то, чего всех от них ждали. Великолепную RPG в лучших традициях Gothic 1 × 2, лишённую назойливых багов и тормозов. Они даже не стесняются того, что, по сути, не придумали ничего нового. Зато довели почти до совершенства то, что изобрели раньше. Четвёртой «Готике» придётся сильно постараться, чтобы теперь доказать своё право носить гордое имя.
Плюсы:
Живой открытый мир
Великолепные пейзажи
Потрясающий саундтрек
Нелинейность
Продуманная боевая система
Интересный крафтинг
Минусы:
Корявая анимация диалогов
Мало моделей и лиц NPC
Оценка: 9/10